13 вопросов для диагностики и решения проблемы снижения органического трафика
Нет ничего лучше, чем резкое падение органического трафика, которое заставило бы сердце SEO-специалиста забиться сильнее.
Мысль о том, чтобы покопаться и найти проблемы, может показаться совершенно невыносимой. Факторы, влияющие на эффективность SEO, многочисленны, взаимосвязаны и часто сложны.
С чего начать?
После более чем 15 лет работы в качестве частного детектива по поисковой оптимизации (как штатного, так и в качестве консультанта) я поделюсь 13 вопросами, которые помогли мне раскрыть даже самые курьезные дела.
Вместе они составляют основу методического анализа, который охватывает все ваши основы и выявляет все проблемы.
1. Есть ли признаки того, что это может быть проблема с отслеживанием?
Прежде чем приступить к поиску каких-либо проблем, давайте убедимся, что это не просто ошибка отслеживания.
Мы ищем несколько общих признаков:
Большие расхождения в данных. Консоль поиска Google сообщает совершенно другие показатели, чем ваша внутренняя аналитическая платформа. (Небольшие различия — это нормально, так что не переживайте из-за них. В конце концов, это разные показатели, измеряемые разными инструментами и с использованием разных методологий!)
Другие каналы. Если посещаемость сайта снижается по всем направлениям, велика вероятность, что что-то не так с вашим кодом отслеживания Google Analytics или реализацией Диспетчера тегов.
Копайте глубже: 5 основных ошибок SEO в данных, которых следует избегать для точного анализа и составления отчетов
2. Это проблема бренда?
Чем больше ваш органический трафик состоит из кликов по брендовым запросам, тем больше причин для проверки. Если меньше людей ищут ваш бренд по названию, это проблема, но она не является проблемой SEO по своей сути.
Консоль поиска Google может сообщить вам об этом довольно быстро. Отфильтруйте ключевые слова, которые включают в строку название вашего бренда, и сравните недавнюю эффективность с исторической эффективностью.
Вот простой пример того, как это может выглядеть для моей компании при использовании функции фильтра запросов GSC и RegEx:
Вы наблюдаете относительно небольшие изменения в трафике, не связанном с брендами, но значительное колебание брендов? Чем меньше люди видят бренд, тем меньше они его ищут.
Это означает, что пришло время посмотреть, что отличается на уровне бренда и/или канала, включая такие вещи, как негативная пресса, прекращение рекламных кампаний или значительное сокращение расходов на привлечение клиентов.
3. Где снижается эффективность небрендовых компаний?
Если основным фактором является эффективность, не связанная с брендом, ищите утечки – то есть URL-адреса и ключевые слова, которые имеют тенденцию к снижению.
Фильтрация данных GSC поможет выявить любые закономерности, что может сыграть важную роль в выявлении фактической проблемы.
Учитывайте все четыре основных показателя — клики, показы, CTR и среднюю позицию — для каждого из представлений ниже. (При необходимости объедините эти данные со сторонними аналитическими инструментами, такими как GA4 и Matomo, чтобы копнуть глубже.)
Сезонность: Показывают ли годовые данные одинаковый уровень и скорость снижения в одно и то же время каждый год?
URL: Какие страницы теряют трафик? Есть ли у них общие соединения, такие как URL-каталог или шаблон JavaScript?
Запрос: Какие поисковые запросы способствуют снижению популярности? Связаны ли они по теме или направленности?
Функция поисковой выдачи: Из-за потери показов в избранном ваши органические результаты оказались ниже сгиба (и кликов вместе с ними)? Обратите внимание, что для этого вам может потребоваться воспользоваться сторонним инструментом, например Semrush, поскольку GSC не будет сообщать обо всех типах размещения.
Покупки и медиа. Вызывают ли Google Покупки, поиск изображений или поиск видео снижение, которого вы не заметите в своем органическом рейтинге? (Используя фильтр «Тип поиска»)
География: Свидетельствуют ли региональные изменения в вашем рейтинге о том, что интерес пользователей снижается или что поисковая выдача теперь показывает локализованные результаты поиска?
Мобильные устройства: Вы потеряли больше видимости на смартфонах и планшетах по сравнению с рабочие столы?
4. Заботится ли нас об этом трафике?
Иногда потеря трафика не имеет большого значения.
Это может показаться табу, но это правда. Реальная ценность трафика заключается в том, совершают ли пользователи конверсию – что бы это ни значило для вашего бизнеса.
Как правило, в первую очередь следует обращать внимание на источники наибольшей потери конверсии. Если сайт теряет органические клики по ключевым словам или URL-адресам, которые не способствуют каким-либо значимым конверсиям, можно не предпринимать никаких действий.
Не каждая страница ведет непосредственно к конверсии, особенно страницы, расположенные выше по воронке продаж, например публикации в блогах, где пользователи просто ищут информацию.
Если в ваших аналитических отчетах по умолчанию используется модель атрибуции «последнее касание», вы не увидите истинную ценность конверсии трафика, поступающего на страницы более высокой последовательности. Поэтому крайне важно проверять как первое, так и последнее касание.
Первый показатель сообщает вам, какие URL-адреса приводят людей к будущим конверсиям, а второй – какие страницы приводят к покупкам, когда пользователи к этому готовы. Оба важны!
5. О чем говорит нам линия тренда?
Если вы зашли так далеко, возможно, это потому, что вы определили, что у вас проблемы с SEO, из-за которых вы теряете трафик, который важен для бизнеса.
Поиски начинаются! Первая остановка – линия тренда.
Если ваша линия тренда показывает большое падение за короткий промежуток времени (круто и влево), вероятно, что-то сломано. Вы можете увидеть это после серьезной разработки, например миграции, или вскоре после обновления алгоритма Google.
Более изогнутая и постепенная линия тренда указывает на проблемы, возникающие с течением времени, такие как накопление недостаточного количества контента, изменение рыночной ситуации или потеря рефералов быстрее, чем вы их получаете.
6. Что-то изменилось в содержании нашего сайта?
Изменения контента, за исключением серьезных изменений больших частей веб-сайта, обычно связаны с постепенной линией тренда. (Исключение составляют недавние полезные обновления контента.)
Есть несколько причин, по которым проблемы с контентом в какой-то момент почти неизбежны, если вы не постоянно сокращаете, обновляете и развиваете контент.
Поисковые системы создают лучший опыт, улучшая свою способность предоставлять пользователям полезный контент, а их и пользователей критерии полезного контента со временем меняются.
По мере того как сайты создают новый контент, соответствующий современным стандартам, накапливается старый контент, не соответствующий этим стандартам.
Аудит контента – это естественный следующий шаг, если трафик падает из-за падения рейтинга на всем сайте или на многих страницах.
Копайте глубже: 16 причин, почему ваша страница не ранжируется в Google
Анонсы наших новых статей в Телеграме